Вход

или войдите через

АРТ МОСКВА мертва. Да здравствует Cosmoscow!

В конце сентября в Москве должны были во второй раз в истории пройти сразу две ярмарки современного искусства – в 18-й раз в ЦДХ должна была расположиться АРТ МОСКВА и в Манеже – вернувшаяся после четырехлетнего перерыва Cosmoscow. Но в начале месяца организаторы АРТ МОСКВЫ ожидаемо объявили о том, что ярмарка, по всей вероятности, прекращает свою работу навсегда. В этих условиях к Cosmoscow, прошедшей с 19 по 21 сентября всего лишь во второй раз, предсказуемо было приковано повышенное внимание как к единственной надежде страны быть представленной в международной art fair-индустрии. Be In Art отправился на выставку и оценил, насколько надежды оправдались, а также попытался заглянуть в будущее отечественного арт-бизнеса.

Уже с порога становилось очевидно, насколько Манеж как место проведения art fair выигрывает перед застрявшем где-то в безвременье с душком 1990-х Центральным домом художника. Организация пространства, освещение, атмосфера – все это усиливало эффект от представленных на ярмарке работ, автоматически повышая и статус самого мероприятия. Кое-кто из участников выставки и вовсе прямо говорил, что для Манежа стал большой удачей случившийся в нулевых пожар, позволивший пространству заиграть новыми красками. Даже беглого осмотра хватало для того, чтобы понять, что организаторы АРТ МОСКВЫ приняли верное решение, перераспределив ресурсы и отменив свою ярмарку. Потому что, случись она всё-таки в этом году, проиграла бы Cosmoscow по всем параметрам.

Ну хорошо, может и не по всем, поскольку, например, участников в прошлом году в АРТ МОСКВЕ было немного больше (31 участник против 26 на Cosmoscow-2014). Но можно не сомневаться, что с текущим запалом Cosmoscow не составит большого труда догнать и перегнать предшественницу по всем «недоработанным» показателям уже в самом ближайшем будущем. Что же касается качественных характеристик состава участников, то они были весьма солидными. 8 зарубежных галерей и все ключевые российские. Впрочем, справедливо и обратное утверждение – все участвовавшие в ярмарке галереи автоматически становились для отечественного арт-рынка ключевыми.

Что касается представленного на Cosmoscow российского современного искусства, то галереи явили публике всё самое актуальное. Это, прежде всего, победители отечественных арт-премий молодые арт-группы ЗИП и Recycle, популярность которых в последнее время, кажется, растет в геометрической прогрессии – стенды галерей XL и Триумф соответственно. Последняя, кроме того, показала и хорошо известных и востребованных за рубежом AES+F. Всё в порядке было и с жанровой палитрой. Так, среди прочего, приятным сюрпризом стали фотографии Александра Гронского на стенде московской галереи Grinberg.

Как в некоторых его снимках, так и в ряде других работ на ярмарке ожидаемо сквозила тема войны. Завуалировано, иносказательно, а потому максимально актуально, как в «Симуляции нормальности» Олега и Ольги Татаринцевых, представленных на стенде pop/off/art. Или нарочито явно (а от того скорее цинично, выпячивая желание что-то доказать), «стреляя залповым огнем» по зрителю, как в работах Никиты Шаленного в днепропетровской галерее «АртСвит». Как бы то ни было, а рефлексировать на эту тему в сложившихся условиях для творческих людей вполне естественно. Важно лишь не переступать грань, за которой рефлексия превращается в сознательную эксплуатацию обстоятельств с целью наживы.

Отдельно стоит отметить организацию галереями своих выставочных стендов – пространство Манежа позволило реализовать концепции, представляющие искусство в максимально выгодном ракурсе, тогда как в ЦДХ подобные усилия нередко сводились на нет общей убогостью антуража. В этом отношении один из лучших стендов получился у питерской SAVINA GALLERY, на площади, существенно меньшей, чем у большинства других участников, органично совместившей живопись Алены Шаповаловой и работы Дмитрия Каварги из нового проекта «Catastrophism». Кстати, в этом проекте нашла продолжение история с лягушками, которую мы ещё зимой обсуждали с художником.

Стэнд pop/off/art. Работы Олега и Ольги Татаринцевых

Работы Кирилла Челушкина

 Арт-группа ЗИП

Recycle group

Александр Гронский

 Стэнд АртСвит

Никита Шаленный

Алена Шаповалова и Дмитрий Каварга

Очень удачным вышел контраст работ Татаринцевых и Кирилла Челушкина, на котором свою экспозицию построили в галерее pop/off/art. А владелец галереи Сергей Попов кроме прочего ответственен за проходящую там же в Манеже до 8 октября грандиозную выставку работ классика нонконформизма Эрика Булатова, ставшую, по словам самого Сергея, самым масштабным проектом в его карьере куратора. Вполне закономерно, что соседство с такой выставкой естественным образом подняло и престиж молодой ярмарки современного искусства. Происходи все в ЦДХ, такое сочетание вряд ли стало бы возможным.

Эрик Булатов. Выставка «Живу – Вижу»

The times they are a changin’ – значение АРТ МОСКВЫ для отечественного арт-бизнеса в конце 1990-х и в докризисных нулевых трудно переоценить, но пришла пора двигаться дальше. В том виде, в каком эта ярмарка существовала все 17 лет (пусть и с определёнными вариациями и экспериментами), её дальнейшее функционирование невозможно. В значительной степени дело в площадке, но отнюдь не только в этом. Основная проблема в том, что из камертона АРТ МОСКВА незаметно (прежде всего для себя) превратилась в архаичный артефакт. Если однажды она возродится, то произойти это должно в принципиально новом формате. Ну а пока очень хорошо, что можно двигаться вперед с Cosmoscow.

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж