Вход

или войдите через

Георгий Острецов: Я тяготился живописью, я хотел с копьем идти!

Интервью с Георгием Острецовым я начала делать еще летом, в одну из прохладных июньских пятниц, когда у него в лофте-мастерской КОП проходила одна из очередных выставочных вечеринок объединения "Вглаз".

Я заскочила к нему с солистами групп Scofferlane и Jack Wood, Матвеем и Сашей, чтобы заодно обсудить возможность их выступления на крыше. Гранж  и гараж на крыше. Лето! Водка в пакетике! 

Мы сидели за столом на крыше лофта и разговаривали о проходящем тогда в Москве биеннале молодого искусства. О вечеринке у него в лофте по случаю премьеры фильма Гай Германики на МКФ. И конечно о музыке! Индустриальная атмосфера  терриотрии полуразрушенного завода внизу (красота хаоса!)  вдохновляла. Воображение рисовало картинки для клипа Стаса Подлипского на песню "Гастелло".

Пили французское вино за сверкающим деревянным столом. Гоша протер поверхность покрашенного стола, и она засияла сине-зелеными оттенками, как выловленная из моря бутылка с письмом, если ее очистить от водорослей. Казалось, в столе тоже заложена какая-то тайна! Дети управляли пиратским кораблем на крыше, построенным Гошей в песочнице (у самого Горши трое детей,  но на вечеринки  приводят детей  и посетители). Все намекало на то, чтобы тоже отправиться в путешествие,  захватив  воды или водки!  В тайну личности художника! Или туда, куда отплывали с большим шумом дети. Или в те опасные путешествия, в которые любят пускаться музыканты. От избытка энергии. 

Фото Тани Кондаковой 

Пока я путешествовала в своем воображении по морям, океанам и пустыням, сражаясь против запрета на пиратсво, спасаясь от  заблуждений и посылая послания человечеству в бутылке «фейсбук». Георгий успел реализовать очередной свой проект, связанный напрямую с дорогами, транспортом и реальным путешествием.

Фото Александра Суханова 

В морской город Владивосток. По приглашению центра современного искусства «Заря» и при содействии куратора Алисы Багдонайте, Георгий Острецов презентовал в сентябре выставку «Автотранс “НП”», центральным экспонатом которой стал ретро футуристический чудо-автомобиль Президент-мобиль "НП".  С остовом и двигателем от Toyota Carina, работающим, ура! От алкогольного топлива! 

Авто с плавными, обтекающими как у морского дьявола формами. С желтой  сверкающей чашуей, как на животе у каспийского полоза. С устрашающей маской длинноклювого чудовища, напоминающего статуи на корме средневековых галер, призванные задобрить морских духов. Средневековые галеры  оберегали  драконы и  лебеди.  А наши, битые пиковым тузом,  дороги могут задобрить разве что башмаки поэта, на которой нет надписи "Следуй за мной!", струны музыканта, инструменты в руках художника. Бутылочка красного. 

Работа Гоши Острецова на открытии проекта TRIANGLE project

Одна из кураторов  TRIANGLE project Эльвира Тарноградская с Люмилой Константиновой. Фото тани Кондаковой

Об этом автомобиле он упомянул в тот пятничный вечер. Проект состоялся, хотя не все верили в успех, кому довелось наблюдать за первичной стадией создания авто. Говорили, что не получится! Конструирование атомобиля производилось летом на той же крыше совместно с помощниками (http://www.newsvl.ru/vlad/2014/09/12/127294/). 

Таня - Привет, как тебе московская биеннале молодого искусства «Время мечтать»?

Гоша – Куратор биеннале Дэвид Эллиот был у меня, мы побеседовали в расслабленной обстановке.

Таня - О, не за этим ли столом!

Гоша - Да! И я понял, что как только он узнал каков бюджет биеннале, сразу успокоился на счет своих кураторских амбиций! Слава ГЦСИ, слава России, слава героям коррупции! Он – профессионал! В разных местах поработал,  в Турции даже, в İstanbul Modern, но ушел из-за разногласий с коррупционной политикой начальства. Здесь, наверное, ему встретились более честные люди!

Pin-Up! VGLAZ-space show, совместная выставка художников-вглазовцев и коллекционера Донасьена Де Рошанбо. Работа из коллекции Донасьена Де Рошанбо. 

Таня - Да тут везде все почесноку происходит! По чесноку, водке и луку. Сухофруктам и  соленым огурчикам!  

Музыканты перешли на прозрачные напитки и  я  готовилась ринуться в эти волны! 

Гоша - Ну, Слава Богу, он тут не на постоянной работе, временно, прибежал и убежал. Временщики! Он даже больше чем временщик, прилетел и улетел.

Таня -  Ого! А может он - птица?! Какаду или лебедь! Птицам трудно  делать карьеру   в современном искустве. На биеннале вон попугай голову из клетки высовывал!  На свободу, точняк,  рвался! На свободе могут сожрать, особенно женщины! Валкирии и химеры дорожные!

Работа  "Водопой" Людмилы Константиновой с ГАЛА ВЫСТАВКи «ВГЛАЗ»

 

Геогрий Острецов, серия "Трафареты" 

Таня - А как тебе работы участников?

Гоша - Работы достаточно качественные, есть о чем говорить, но в целом производит впечатление среднего продукта, где все-таки есть что-то живое!

Таня - Да, живое есть, но в клетке!

Гоша – Но эти видеозалы, которые всех утомляли и раздражали, потому что представляли собой монотонные боксы с черными шторами! Одно расположение этих  боксов  воспринимается как инсталляция, камера пыток.

Геогрий Острецов, работа для выставки "Ну, погоди!". VGLAZ 

Таня - Там так жарко было! Как будто мы у Ника Кейва на ранчо в Австралии! 

Гоша - Много народа было! Потом вентилятор включат. Власти же экономят. Культура не является приоритетом, а только оборона, так называемая оборона, промышленный сектор агрессии.

Георгий Острецов, "Сон чиновника" , выставка "Винтаж". VGLAZ

Гоша Острецов. "Стульчак для коронованных авторитетов". Крашеная липа, позолота. 2012, выставка "Playtime". VGLAZ 

Таня - А живописные работы тебя впечатлили, там много живописи было?

Гоша - Трудно говорить, мы не можем говорить о современном искусстве и отдельно обсуждать какой-то жанр. Там много было симпатичных вещей – фотография, живопись, скульптура и гравюра, которая мне очень симпатична. Но выставлено все было в одну кашу, без дистанции, наверное, не было бюджетных возможностей сделать  экспозицию по музейным принципам. Но биеннале это биеннале - салат, каша, винегрет, калейдоскоп!

 

"Теория неподвижных точек". VGLAZ-среда. После выставки точки искали в супе. 

Такие стеклышки, зернышки, где кому-то что-то понравится, что-то в голове выстроится. Биеннале, я думаю, выполнила свою задачу и в первый раз ее делает именитый иностранный куратор. С одной стороны это немного унизительно, что у нас кураторов не нашлось, но это такая страна, у нас действительно ничего нет! С другой стороны это доказывает, что мы учимся у запада, и должны встроиться в эту линию, существовать в этой парадигме. Но единственное что мы не можем - коррелироваться с рынком, потому что все биеннале связаны с рынком.

Аукцион VGLAZ

Таня – Можем! Во дврре  шашлык продавали! Надеюсь не из птиц.

Гоша - На биеннале в основном проекте участвовала девочка Тони (Тони Шмале), ее поддерживает крупная венская галерея. Она должна была остановиться у нас в резиденции, но не смогла по причине аллергии. Ее галерист оплатил ей дорогу, перевозку и создание скульптур. У нее очень тяжелые скульптуры из бетона и железа, аля садо мазо, какие-то станки, а сама она субтильная. И эта хрупкость сознания, все это такие нюансы, которые русский человек никогда не считает. Все эти вложения делаются, чтобы составить ее карьеру. У нас этого нет, поэтому мы не можем ни нормально произведение сделать, ни его сохранить, ничего!

Работа Ольги Божко, выставка "Винтаж". VGLAZ

Таня – Когда ты начал сотрудничать с Саачи, как это произошло?

Гоша – Мое знакомство с Саачи произошло в Лондоне на выставке русских художников в галерее "Paradise Row», в которой я участвовал (куратор-Мариия Байбакова). Я остался на бессонную ночь монтироваться накануне открытия и в 10 утра пришел Чарльз и подробно смотрел выставку и особенно мои работы, рассматривал их со всех сторон все. В картинах его интересовали не только изображение и смыслы, но и качество всех материалов. Когда он узнал, что мои рельефы сделаны из латекса, очень воодушевился, но, к сожалению, мои знания английского ниже плинтуса, а по-французски он отказался говорить. Тем не менее, приобрел все мои работы, которые находились в галерее.

Таня – Что тебя впечатлило в нем как в личности  - может какие-то манеры, стиль одежды, речь, энергетика?

Гоша – Очень тонкий бизнес-психолог, эксцентрик от искусства, что нас, видимо, и сроднило!

Таня – Как это работать с Саачи - опиши кратко опыт!

Гоша – Он покупает себе в собственность то, что ему нравится, потом берет тайм-аут, ждет выгодной ситуации, чтобы в нужный момент козырнуть – «выбор Саатчи"!

Таня – Почему так произошло, что он захотел  сотрудничать не только с тобой, но и с объединением Вглаз. Почему он пошел на такой риск?

Гоша – Просто почувствовал энергию, которой я могу заразить других!

Таня – Что за работы он купил у тебя, для какой выставки, почем? 

Гоша – Две достаточно крупные инсталляции, несколько картин, скульптуру, рельефы голов «НП». Деньги это коммерческая тайна, но, по крайней мере, мой галерист был сам удивлен, что Чарльз предложил сам за мои работы больше, чем в его правилах.

Таня – Близки ли тебе его интересы в искусстве,  каких из его художников  тебе интересны, может с кем-то из них ты хотел быть в этом сообществе. Что для тебя значит, что твои работы в этой коллекции?

Гоша – Да, абсолютно! Очень жаль, что он не работает как обычная галерея! Его коллекция задает тон в Лондоне до сих пор и несколько крупных коллекций заказали версии того, что купил Чарльз.
http://www.saatchigallery.com

http://www.saatchistore.com/posters/224-sex-in-the-i-9786000016838.html

Таня – Можешь еще пару слов добавить о каких-то аукционах в которых ты участвовал , нпр про Naked Hearts Foundation.

Гоша – Аукционы не очень интересная история, для вторичного рынка тем более, об этом говорить не приходиться. Но я регулярно даю что-то из своих работ для благотворительных аукционов. 

Дом на Хлебным совместно с фондом "Линия жизни" провели благотворительный аукцион  в пользу Марии Кархановой. (фото с фб. Ольги Тимянской)

Таня - А ты планировал поехать на Манифесту?

Гоша - Я  не понял, как это сделать, будучи художником, а не администратором.

Таня - Тебе не предлагали?

Гоша - Мне не предлагали, мне вообще уже давно никто ничего не предлагает, только сейчас, наконец, возникла возможность, Алиса Багдонайте (куратор Центра современного искусства «Заря»», Владивосток), предложила мне большой персональный проект. Я считаю, что это новый перспективный куратор.

Таня - Это будет живопись?

Гоша - Нет, я хочу сделать автомобиль!

Таня - Из латекса?

Гоша - Нет, из дерева!

Таня – А тебе сейчас было интересно сотрудничать с галереями?

Гоша – Очень! Я ведь создаю свое пространство, потому что не вижу с кем работать.

Таня – Они тебя как личности не вдохновляют?

Гоша – Да нет там ни одного профессионала! В смысле такого типа галериста, который существует на западе, здесь таких очень мало, 3-5 настоящих профессионалов.

Людмила Константинова, 2010, выставка "Полицейская тупинка". VGLAZ

Таня – Я недавно читала интервью Обриста с кураторами, и поняла насколько они там интересны как личности, насколько у них другое мышление, свои принципы.

Гоша – Принципы человеческие они на самом деле продают, это все никто ничто не соблюдает, не считается с принципами, своя рубашка ближе к телу. Единственное, что каждый защищает -  свою линию, семейственность. У нас все живут в некой истерии. То закрыться, то открыться, то все бегают вокруг тех, кто объявил о закрытии, а потом оказывается что они кукиш всем показали и чувствуют себя королями. Галеристы постоянно меняют политику, сферу деятельности. Галерист не может быть одновременно аукционистом, это противоположная деятельность.

Таня - Цены на работы снижают на аукционах, продают ниже заявленой. 

Гоша – Это нормально, в каком-то смысле, но с другой стороны ее как бы и нет. Завышены цены на русских художников, они не имеют никаких оснований, это болезнь какая-то! Мы, значит, опять должны снизить цену до нуля и опять подымать, растить. Русские коллекционеры будут покупать искусство, когда национальная школа будет базироваться на национальном капитале.

Таня – Активное развитие институтов, которые учат на кураторов, они пока не сформировала почву?

Гоша – Они и никогда и не дадут почвы! Не у кого учиться! В этом есть проблема, учатся не у личности, а у системы, а эта система создается для того, чтобы получать дотацию у государства, на учебные программы легче получить деньги. Кто стоит во главе этой системы,  они совершенно не увлечены этим процессом, а создают памятник себе в социальной сфере. А кто их учит? Мы все их знаем.

Гоша Острецов, "Вожди и вожатые". VGLAZ

Это смешно, и как они будут дальше развиваться непонятно. У каждого будет свой индивидуальный путь, если они начнут вариться в каких-то полупрофессиональных отношениях, но учиться не у кого. Профессия молодая. Эти кураторы, как и галеристы, не знают интернационального контекста. Я это говорю, потому что когда я погружаюсь в эти дела как художник, а мне как художнику проникнуть в эти слои национальных школ проще, т.к. я обладаю другими знаниями, вижу с другой стороны. Когда я попадал в какие-то определенные круги, я понимал, насколько западное мышление строится вообще на других понятиях. Оно очень связано с рынком. С живой реакцией на искусство, система искусственная и перверсивная, потому что галереи не могут у нас жить от искусства. То  дотации, то какой-то левый доход, что не может не откладывать отпечаток.

Таня – Художники могут просить гонорары за выставки? Должен быть обязан галерее?

Гоша – Норм нет! А ели художник получил премию Инновации, это премия позора. Я иронизирую над тщеславием своих соратников, что они на это ведутся. Никто никому не обязан. У галеристов своя правда, у художников своя, и они не состыкуются. Но художникам действительно нужны гонорары или надо куда-то идти работать. Если у тебя нормальные отношения с художником, в разных ситуациях люди выходят из положения, художник может и подвинуться. А если та или иная сторона создают антагонистическое поле, либо один должен победить, либо другой. Такая доминация! Все проблемы и конфликты на этом строятся! 

Гоша Острецов, серия "Трафареты" 

В какой момент художник думает, ладно, потерплю, но когда у него начинает что-то получатся, искусство становится интересным, он не хочет терпеть унижение, а галерист считает, что он ему всем обязан. И тот прав, и этот прав. Это сложный вопрос. Художник вынужден унижаться изначально. Разговор барыги с производителем. Этот ему кровное отдает, а тот пытается из продукта извлечь коммерческую выгоду в широком смысле, не только связанную напрямую с деньгами, но и созданием имени. Это все тесно связано и построено на капитальном антагонизме, эти отношения требуют тонкой дипломатии.

 Гоша Острецов, "Нравственные издержки"

Таня – А прошла вечеринка Германики? Буйно?

Гоша - Ничего яркого я не ощутил, я ожидал, что будет разнос и какой-то треш, но все прошло абсолютно спокойно, и Лера вела себя нормально, потанцевали, поводили хоровод. Многие, я знаю, уходили с фильма, и здесь была девушка, которая не досмотрела, но пришла на вечеринку. Ее интересовала жизнь художников – такой контраст, мы попадаем в мастерскую к художнику, и ничего общего с фильмом нет! Но мы не можем судить их, это их дела. Как мы можем судить человека, который коллекционирует марки или у него есть какое-то свое параллельное видение. Мы же не можем судить фильм «Остров» Лунгина и тех, кто хорошо знает церковную монашескую жизнь, это настолько перверсия и фальшивка. Это и с Лерой произошло.

Вечеринка на крыше лофта, но по другому поводу!

Таня – У тебя нередко вечеринки сопровождаются не только хороводом и салатом с кукскусом, но и музыкой, ты не мог бы рассказать о своих музыкальных приключениях в 90-е годы.

Гоша – В  90-е их не было. Я хотел организовать в 90-х оркестр из пил, смычковый оркестр на пилах больших, но у меня не получилось довести это дело до конца. А 80-е где я только не играл! В 80-е годы это было модно, чем больше народа на сцене, тем лучше, как в проекте «Странные игры». Но они все уже не существуют, кто в тюрьме сидит, кто в Париже. "Клипсы", "Кролик", ну когда этот рок клуб был, вы еще маленькие были (Матвей. Саша). Московская рок лаборатория, Хэнк "Чудо-Юдо», презерватив все на сцене надевал, такой маленький ребенок!

Таня – Но он отличный парикмахер! Мою племянницу однажды круто подстриг!

Гоша – Конечно, парикмахер! Он и меня пытался подстричь. Агузарову стриг, еще кого-то. Я был настолько бездарен в музыке, что мне дали швейную машинку, чтоб я с ритма не сбивался, но я все равно умудрялся медленнее или быстрее крутить колесо. Мы в основном как художники участвовали - что-нибудь повесить, крякнуть в микрофон, святое дело! Делали какие-то декорации на сценах для наших групп, половина которых уже не существует. Была такая группа «Метро» Юры Царева, «Клипсы» с «Кроликом», Камиль Чалаев, рок клуб в Питере, ДК Курчатова. Мы со всеми дружили, общались, картины на тканях делали. Это движение художников из Питера, когда использовали новые материалы, нетрадиционные, бытовые – полиэтиленовые пакеты. Эстетика мусора в новом аспекте, ньювейв, ярко свежо, необычно, редимейды, переосмысление пространства.

Гитара с граффити, костяными элементами и старым деревом. Гоша Острецов.

Таня - А ты когда в Париже жил в 80-х , не общался с Чалаевым?

Гоша - Мы пересекались, но общения не продолжилось.

Таня - А с кем ты там общался больше, с русской публикой или местной?

Гоша - Ты знаешь, вся русская публика, которая там живет, с которой общаешься, это такие товарищи по несчастью. Это не то, что ты эмигрируешь с кругом своих художников, ты как бы приспосабливаешься. Ну, общаешься с разной публикой и с русской и с французской и с иностранцами. С кем свела судьба эмигрантская (ха-ха!).

Артефакты с модных показов в Париже 

Таня - Тебе легко было общаться с эмигрантами, стремился ли ты к этому кругу?

Гоша - Ну про эмиграцию вообще говорить не интересно, это проигрышная ситуация. Как правило, у русских единственная мечта не общаться с соотечественниками, чтобы не попасть в страх погружения в эмигрантское гетто. Но они все равно эмигранты. Находятся в некоем другом статусе. Они не могут участвовать в культурных процессах той страны, где они живут, не могут адаптироваться к этой культуре. Когда у власти коммунисты были, был интерес к русским художникам. Меня печатали на первых страницах, предлагали разные проекты, но мне тогда надо было решить свои дела. И я понял, что для полной адаптации мне надо прожить там еще десять лет, и я вернулся.

 "Части целого", групповая выставка художников-вглазовцев на "Винзаводе" (в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства). Работа Натальи Стручковой

Таня  – Ок, вернемся на родину, ты же в проектах Тимура Новикова участвовал?

Гоша – Да, с Котельниковым и Сотниковым, они утюгон придумали. Просто как ксилофон. Утюгов то было много чугунных. Подвешивали на разных уровнях, и назывался инструмент утюгон. На Поп-механнике был самым моднейшим. Козы, Буль Буль Оглы. Надо на электрических играть, настоящий панк будет, плюнул  – пщь, пщь! 

"Сомнение". VGLAZ, Сергей Пахомов. "Super |||||||". 2013.

Таня – Да, на электрических утюгах это было бы супер! В сквоте «Детский сад» ты тоже музицировал?

Гоша – Мы с Гариком Виноградовым на двух гитарах играли. Мне там ритм доверяли, а он там (Гоша издает непереводимые звуки). Колоссальный гитарист! Было прикольно, какие-то пластмассовые штуки, кабель перекрученный, ванну заливал водой. 

Гарик Виноградов, 2014 г. , фото Александра Суханова 

Люда Константинова (супруга Гоши) – Гоша, ты, что там выкинул люстру золотую!

Гоша – Все золотое, все из дома!

Таня - А сам ты, что в молодости слушал? Кроме золотого диска Мухоморов…

Гоша – Art of Noise, Девид Бирн, New Wave. Немножко U2 , они только появились, первый альбом, Оркестровые маневры в темноте, "The Residents", всякая экспериментальная музыка.

Таня - А сейчас ты что любишь слушать, тебе нужна музыка во время работы?

Гоша - Да, я люблю слушать музыку! Под разные дела разную, я вообще всеяден, в какой-то период была модна попса, и я прикалывался. В какой-то хочется слушать 60-е, психоделику 70-х, оперу или тяжелый метал. Все от периодов зависит, редко техно, в нем сложно разобраться, очень хорошо, тепло, когда булькает, чмыркает. Мне так же нравятся народные песни, не только русские, а английские, бретонские баллады. Удивительное впечатление производит. Из народной музыки можно много черпать вдохновения. Глубинные пласты, потому что мы живем в современном мире, на самом деле очень поверхностном, материально поверхностным, настолько зомбированном телевизором и Голливудом, даже нет времени капнуть глубже, задуматься, надо зарабатывать деньги, сводить концы с концами, связи глубинные уходят.

Концерт Мегуми Икеда в мастерской - студии  Гоши Острецова , фото Влад Айнет 

Таня – Стиль в одежде у тебя ярко выраженный, сейчас не наблюдается в художественной среде стремления оригинально одеваться, как в 90-е, когда на всех влиял блошиный тишинский рынок, а ты не сдаешься!

Гоша – Консерватизм! Классический консерватизм! Как старпер! Такой х-вый художник 70-х!

Таня - А  дендизм?

Гоша – Дендизм - это было всегда! Это заслуга Тимура Новикова, питерской среды. Москва совершенно другая была. В Москве другая мода была – художник был диссидентом по образу – ватник, кирзовые сапоги. Модничали в этом стиле многие – Андрей Ройтер. Мне импонирует в стиле 19 век, зачем нам 20 век, кода был 19-й,  фраза, которая мне очень легла (И. Бродский). Действительно это век всех первых открытий, начала индустрии, век всех больших идей, психоаналитика, энергетика, которая потом переживалась. Раньше была доктрина религий, не было этих паранормалов как Алистер Кроули.

Гоша и Тимур Новиков 

Таня – Одно время мне казалось, что ты походил на Николая Второго!

Гоша – Николай Второй это просто борода! Для меня скорее это был такой Репин, Кустодиев, Айвазовский!

Таня – Тебя привлекает культура повседневности 19-го века?

Гоша – Нет, она меня не привлекает, привлекает как стильный образ, и он также активничает через кинематограф. К современному облику трудно привязаться, прикипеть, слишком много клише и стилей, слишком близко к сегодняшнему дню. Чиновник среднего звена приезжая в Париж, будет одеваться в Кензо, повыше в Сен-лорана. Какой-нибудь неформал, как все художники, как ПГ ходят в капюшоне, Чтак, граффитисты наркоманы, полу опасные люди. Алина Гуткина очень стильная такая девица – кепка у нее такая реперская. 

Таня - Субкультурная мода! Но к тебе вообще ходят стильные люди! 

Художница Людмила Константинова и Эльвира Тарноградская , фото Тани Кондаковй

Гоша – В чем был интерес Тишинки, Гарик (Гарик АССА) создавал некий образ, историю. Бэыушные вещи с трупов каких-то шпионов, купленных за границей. Костюм как продолжение истории во времени. Если человек разбирается в одежде, он понимает все эти крои, как они образовались, почему эти пуговицы на пиджаке. Современный полицейский во Франции сейчас больше похож на скейтбордиста с налокотниками, кибер робот из будущего. Они очень сильно изменились, будущее из книжек уже в их образе.

Таня -  У меня вливание в художественную среду связано в 90-х со сквотами, в которых много было разной андеграундной музыки. Скоты частично повлияли на формирование  моей личности. Ты  мне недавно говорил, что не любишь сквоты, но тем не менее, ты создал на своей территории арт-пространство с горизонтальными связями.

Гоша - Я очень стараюсь, чтобы не было ощущения, что это сквот! Сквот это когда человек не платит. Это халява, самозахват, какие-то не успешные, не удачные люди, которые собираются и это отражается на творчестве. Сквотное существование связано еще с грязью, антисанитарией. Как правило, из сквота мало что получается хорошего, каждый пытается сделать внутри свой мини бизнес, там существует движение, но это не говорит о том, что там есть какая-то идея в этом всем. Для меня сквот -  маргинальная тема.

"Animals". VGLAZ, "Упоротый лис-2". Гоша Острецов.

Я за профессиональные отношения, за профессиональный союз. Это то, что мне удалось сделать. Сколько здесь не проходило вечеринок, крайне редко можно увидеть пьяных, шатающихся людей. Люди понимают, что здесь происходит, нет залипания в неадекватку, они готовы разговаривать, отвечать на какие-то вопросы, быть увлечены общением друг с другом. Это самое главное!

Пахом и Даша Кротова-Шлоссер, подготовка к диалогу! 

Таня - А кто-то может воспринимать твое пространство в первую очередь как галерею!

Гоша - Выставка это лаборатория. Кто-то что-то увидел, не увидел, это вторичный момент, когда приходят в день открытых дверей по пятницам. Потом более профессиональная публика приходит. Много приходит молодежи, которые могут что-то узнать, почерпнуть. Но, к сожалению, сюда не попадает или редко, студенты из наших школ, типа школы Родченко. Их зомбируют отдельным направлением, у нас здесь скорее горячее производство,  тут столярка и можно кисточкой  поработать.

В студии КОП  

Таня - Может они не знают о таких возможностях?

Гоша - Из школы Родченко у нас Вадим со Светой, они почему-то  своих сокурсников не приводят, охраняют место.

Таня - Мне кажется, им важно, как это было в 90-е – быть в какой-то узкой тусовке, они твою площадку воспринимают как тусовочное место.

Гоша - Ну и тусовочное! Преемственность какая-то должна быть! Каждый двигается, как он может, понятно, что любое сообщество оно не может быть супер резиновое. Кто-то приходит и уходит, но прикипают те люди, которые долго ходят и постепенно они начинают входить в коммуникацию, они меняются в процессе удовольствия от общения, выстраивается общий диалог.

Диалог на крыше! Может,  обсуждают эту негодяйку  или феминистку? Валери Соланас, которая хотела грохнуть Уорхола!  

Таня - Расскажи про вашу кухню, как вы организовываете проекты, обсуждаете ли идею вместе?

Гоша - на самом деле настолько все погружены в свои дела, выживания элементарного в этом обществе, где художник не нужен никому, и все равно мы считаем себя художниками! Очень тяжелое каждодневное выживание. Кто придет в пятницу, поговорим, успеем. Где-то созвонимся, напишем друг другу письма. Но часто приходится мне самому все инициировать, когда я пытался поговорить с ребятами, ну они – ну а чо, инициируешь и хорошо! (смачное ха-аха!).

"Метаморфозы ВГЛАЗ'а".

Но я прислушиваюсь, все эти темы возникают не из пустого воздуха. А из нашего общения. Какие проблемы, интересы, всё учитывается. И погружаться  в интересы других художников тоже очень интересно. Потому что все творческие люди, их проблемы волнуют и меня.

Таня – тебе важно ощущение лидерства, или у тебя это идет от  открытости характера?

Гоша – Ты знаешь, это скорее всего желание выжить, потому что многие даже бросают искусство, потому что есть дом семейный, а ты ходишь на тусовку, она тебя разрушает, потому что встречаешь людей, с которыми ты не хотел бы общаться. С возрастом выбираешь знакомства, связи. Очень трудно общаться на самом деле. Искусство это борьба идеологий, эстетика, это всегда очень болезненный процесс. Платон мне друг, но истина дороже. Конечно, идеологическая борьба в искусстве сильно влияет, поэтому я предпочитаю создать свою зону, куда будут приходить люди, которые сознательно понимают, что они здесь увидят, такой клуб друзей, ценителей искусства и тогда я более-менее могу себя обезопасить от агрессивных воздействий извне.

Боксёрская секция "ВГЛАЗ"

А где еще ты можешь пригласить раз в неделю такое большое количество людей, со всеми повидаться, поговорить, когда у меня не было мастерской, я звонил и говорил – слушайте, у нас уже такой возраст, надо почаще встречаться!

Максим Илюхин, Боксёрская секция "ВГЛАЗ"

Потому что суета жизни такая мощная, не хватает времени пообщаться в комфортной ситуации, чтобы в гости прийти на это мало времени, должна быть событийность какая-то, и она должна прогрессировать в позитивную сторону. Я без этого буду хуже себя чувствовать и менее продуктивно. 

Выставка Гоши Острецова "Мэтр метр на метр" в студии КОП

Таня – У тебя бывает страх перед началом работы?

Гоша – Бывает такое настроение, берешь и делаешь, а бывает, сидишь и ждешь. Но как такового страха нет, раньше был, когда был юн (у-хуху!), когда надо было проткнуть лист бумаги. Знаешь, как Буратино, попасть в тот мир! За гранью листа. Ну, это студенческий возраст.  Щас уже профессиональное отношение. 

Таня – Судя по составу участников студии КОП, какие-то политические воззрения художников тебя не волнуют. Как сейчас происходит тенденция в сообществе, некоторые художники отказываются участвовать с художниками не левых взглядов. Дистанционируются даже в повседневных отношениях.

"Одной левой". VGLAZ, работа Ольги Божко

Гоша – Ты знаешь, я этот вопрос очень давно решил для себя – левое или правое, какое истинное состояние. Промежуточное состояние! И в эстетике. У меня комиксы это более правая эстетика, а вот эти разливы, кляксы, когда все течет – это левое: Чо ты типа рисовать не умеешь? 

Таня – Вспомнился  Бурлюк с «Растекающейся раскраской»!

Работа Гоши Острецова 

Гоша – Ну, все эти вопросы уже были решены тогда, больше ста лет назад. Искусство это в любом случае продолжение  политики. Просто надо быть более ответственным к своей работе, когда реагируешь на какую-то политическую ситуацию. 

Таня - А ты комиксы начал делать в России?

Гоша - В России, с Литическвсим Жоркой. Все эти окна Роста, Маяковский все это от иконы идет. Я не вижу здесь никаких проблем!

Жора Литичевский показывает размер окон РОСТА

Таня - Какие-то современные печатные источники тебя интересовали в связи с этим?

Гоша - Детские иностранные журналы, жвачки, вкладыши, они такие привлекательные, яркие! Тем более я был дислектиком, для меня литературный текст был очень сложен. У меня все прыгало, прыгало, чуть ли не из школы хотели выгонять! Не понимали, почему я не могу читать, грамотно писать. Врождённая безграмотность.

"Пиши-читай". VGLAZ-, Группа "Еликука"

"Пиши-читай". VGLAZ, Дарья Кротова

Таня – У меня наверно тоже врожденная! Мне в коментах иногда  поправляют  культурно - это  слово пишется так-то! Но при этом ты хорошо рассуждаешь устно, чего я не умею, и все же иногда пишешь тексты!

Гоша - Иногда пишу! Один раз написал текст про свою выставку у Гельмана, у нас была тема религиозная. «Художник и икона». И я помню, что Катя Деготь про мою статью написала – подкованный чувак! (дружный смех). 

 Выставка "Пиши-читай", работа Гоши Острецова

Таня - У тебя ведь мама искусствовед?

Гоша - Да, переходило с энергией, с молоком, но она умерла, когда мне было тринадцать лет.

Таня – Я знаю, у тебя были еще издательские проекты – журнал «Русские Джунгли», «Вглаз» это для тебя тоже форма коммуникации в первую очередь?

Гоша – Журналы отчасти сфера пропаганды, были попытки делать газету, я печатаю сейчас открытки.  Все упирается в финансы. По-моему печатная пресса сейчас абсолютно обессмыслилась. Лучше заметка в интернете, чем журнал, который превратился в материальный фетиш, названия все девальвировались. Vogue не имеет сегодня того значения, как раньше. На мой взгляд, они превратились в туалетную бумагу.

Работа Людмилы Константиновой  "Горячее произведение" 

Таня - У тебя существуют табу на материалы?

Гоша - Такие социально узнаваемые предметы как покрышка, поддон (палеты), или любой сверх узнаваемый модуль. Они задают какой-то ритм человеческой жизни, потому что они рассчитаны на это и они повторяют природу. Поэтому с ними сложно работать.

Таня - А кроме латекса, какой бы ты хотел использовать материал?

Гоша - Да любой! И пластмасса и органический, и неорганический. Сейчас новые материалы, неорганические всякие эпоксидки, химические, они же очень интересные эффекты дают.  Их этих полимеров делают 3Д скульптуры, можно добиваться невероятных эффектов. Но все эти эффекты были известны чуть ли не в палеолите – стекло цветное, переливающиеся, которое резалось. Но все равно эти формовки, силиконы, хотя это и дорогие технологии, но они очень сильно расширяют возможности для реализации. Потому что пластмасса стала сегодня не промежуточным материалом, а конечным произведением искусства наравне с бронзой, деревом, с классическими материалами которые используются в скульптуре.

"Темная выставка", работа Гоши  Острецова 

Таня - А ты объемные вещи стал делать параллельно с живописью?

Гоша - Я тяготился живописью! Я хотел с копьем идти! Живопись больше для выражения идеи, я больше скульптор по видению работ.  Я в живописи использую много  всяких фактур.

Таня - С копьем! Тогда я с тобой! 

Объект Гоши Острецова 

Таня – Для тебя творчество это не герметичный процесс?

Гоша – Это ни у кого не закрытый процесс. Любой художник, все мы общаемся, всегда спрашиваем: ну как, что думаешь? Это обязательный процесс, это не то, что ты абсолютно зависишь от другого, но совет со стороны необходим. Знаешь, когда считается, что рисунок надо  посмотреть в зеркале, перевернуть, это тоже самое как если попросить какого-то друга, которому доверяешь, его профессиональным навыкам и вкусу, услышать его мнение. Когда возникает потребность, мы с Людой спрашиваем друг у друга советы. Это очень хорошо, иметь советчика!

Таня - На первый взгляд Люда кажется сдержанным и спокойным человеком, но мне кажется у нее внутри много энергии и азарта! 

"На!". VGLAZ, работа Людмилы Константиновой 

Гоша - Ну да, я долго выбирал! 

Таня - Расскажи о вашей совместной выставке о  новом художественном пространстве TRIANGLE project? (вопрос задан во время  презентации проекта на Винзаводе). 

Гоша - Это была идея одной из трех галеристок, создававших это пространство (проект организовали Эльвира Тарноградская, Надежда Степанова и Алиса Богданайте).   Надо было срочно открываться, а работают они с нами уже давно и есть друзья, которые любят и покупают наши работы. Мы решили сделать два соло проекта на тему женщины.  Алиса Богданайте придумала концепцию очень эффектную и написала текст, мы с Элей организовывали выставку, поскольку Алисы не было в Москве.

Эльвира Тарноградская -  Мы планируем работать с молодыми художниками и зрелыми. Тема первой выставки - гимн вопиющего  феминизма. Рабочим названием была книга Валери Соланас "Манифест общества полного уничтожения мужчин". Та самая, которая стреляла в Урхола. И женский образ, который трансформируется из бытовой плоскости кисейной барышни в гротескного супер героя.

Людмила Константинова, серия "Дегенерротип".. 2014 г. 

Таня - Люда, почему у тебя лица такие измененные? 

Люда Константинова - Работы на тему красоты и гармонии. Чуть влево, чуть вправо и уже не то!  Красавица уже превращается в дурнушку. Так воспринимается в массовом сознании. Я старалась совместить, насколько это возможно! 

 Людмила Константинова, серия "Дегенерротип", 2014 г. 

Эльвира  - Была смешная история с трафаретной серией Гоши!  Гоша хотел создать дамский клуб. Потому что много достойных дам интересуется искусством. Кто-то  из дам сказал, что они съедят друг друга без соли и без перца. И родилась серия трафаретов, где женщины мочат друг друга! 

Таня - По пятницам или по четвергам все-таки планировалось открыть клуб?
Гоша - По четвергам!
Таня - Это чисто дамский клуб или ты там председательствовал бы?
Гоша - Председательствовал, конечно! 

фото Тани Кондаковой 

Фото Александра Суханова 

Фотографии из архива  группы Вглаз, Тани Кондаковой и Александра Суханова 

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж