Вход

или войдите через

Осуществляя мечту. Дорога молодых в российском современном искусстве

В Москве в завершающую стадию входит 4-я биеннале молодого искусства с главным проектом «Время мечтать», курируемым Дэвидом Эллиоттом — хороший повод разобраться в том, как же в России осуществляются мечты молодых людей о том, чтобы стать известными художниками.

Проекты 4-й Московской биеннале молодого искусства заняли практически все крупные, известные и не очень выставочные площадки столицы, а самые главные разместились в Московском музее современного искусства (ММСИ) и Государственном центре современного искусства (ГЦСИ). Основная заявленная цель происходящего неизменна — «поддержка молодых авторов из России и из-за рубежа», и размах биеннале свидетельствует о том, что организаторы максимально ответственно подошли к реализации этого принципа. Искусство представлено самое разное и выбор у зрителя огромный. И хотя подобный масштаб серьёзно уменьшает шансы художников как следует «выстрелить» и по-настоящему отметиться, а не просто поставить галочку в «резюме», большинство все равно стремится участвовать, потому что биеннале по-прежнему остаётся одним из важных этапов карьеры молодого художника.

При этом у молодого искусства уже есть свои хэдлайнеры, к которым, например, относятся арт-группы ЗИП и Recycle, уже получившие главные отечественные арт-премии — «Инновацию» и «Кандинского» соответственно. В целом же, та или иная степень известности хотя бы в узких кругах является фактически главным условием попадания на биеннале. Как правило, молодые художники попадают в поле зрения кураторов биеннале вроде нынешней московской, уже добившись определенных успехов и получив хотя бы некоторую известность среди экспертов, коллекционеров и хорошо подкованных ценителей искусства. Это элементарно служит залогом того интереса, который должен быть у тех, кто будет посещать биеннале. Чтобы попасть на главный смотр молодого искусства, художник должен сделать некоторые шаги, должен элементарно показать свое творчество публике. Но что это за шаги? Как и какие ступеньки он должен преодолеть, чтобы быть замеченным «нужными людьми», чтобы в его жизни случился «первый Винзавод»?

Среди широкой общественности, в основном ориентирующейся в искусстве лишь понаслышке, широко распространено мнение, что, подобно тому, как это происходит в других сферах жизни, в продвижении молодых художников в отечественном искусстве многое (если не все) решают исключительно деньги. Точнее, большие деньги. Действительно, было бы странно отрицать, что художники во все времена так или иначе зависели от людей со средствами: коллекционеров, меценатов, спонсоров. Однако практика показывает, что для по-настоящему талантливых людей деньги вовсе не играют никакой роли в стремлении заявить о себе. Be In Art решил разобраться в том, каким же образом это происходит.

Подходящий случай представился благодаря выставке «Метаморфозы ВГЛАЗ’а», проходящей с 1 июля по 2 августа в Pechersky Gallery на Винзаводе. Вообще-то сообщество ВГЛАЗ, основанное в 2010 году и возглавляемое с тех пор Гошей Острецовым, включает в основном полностью состоявшихся и известных художников, а некоторые и вовсе давно являются классиками современного искусства, как, например, Александра Паперно, Елена Ковылина, Пахом и, конечно, Острецов. Однако эта выставка стала лишь вторым крупным коллективным проектом такого уровня для участницы ВГЛАЗа Кристины Ятковской, представившей эффектную работу «In case of emergency use the art». Впрочем, первым было не что-нибудь, а сразу параллельная программа 5-й Московской биеннале современного искусства и выставка «Части целого». Кроме того, на сегодняшний день портфолио художницы включает в себя две персональные выставки в мастерской VGLAZ, в которой вообще регулярно происходит что-то интересное: лекции, мастер-классы, выставки и просто приятные вечера.

«Метаморфозы ВГЛАЗ’а»

 

Be In Art расспросил Кристину о том, как она присоединилась к ВГЛАЗу, о «первом Винзаводе», и о том, как сегодня происходят первые шаги молодого художника в России, и что ему даёт работа в формате арт-группы.

 

Кристина Ятковская. Фото: Мария Ионова-Грибина

Расскажи об объединении ВГЛАЗ. Что представляет собой сообщество? На каких принципах оно построено (если они есть)? Каковы цели?

ВГЛАЗ — это независимое объединение художников (не буду говорить современных, потому что каждый человек в своём времени — современный, будь он даже самым замшелым ретроградом). ВГЛАЗ основал Гоша Острецов — нуждается ли Гоша в представлении? Вся эта затея — не просто дружеский круг из двадцати человек или около того. Это группа людей, это пространство (мы работаем в студии «К.О.П.», аббревиатура из имён троих художников: Константинова-Острецов-Пахом), это место, объединяющее художников, зрителей, коллекционеров, галеристов и друзей друзей. Это попытка продвигать искусство за пределы мастерской. Это провокация и это доброта. Это взаимопомощь: мы делимся друг с другом холстами, красками, подрамниками, едой, поддерживаем друг друга, выставляемся вместе и по отдельности, участвуем в аукционах. Нет какой-то единой концепции, в которой все бы работали: каждый творит сам по себе, в своей манере, но что-то всё же нас объединяет. Дух времени, наверно.

Вечер в мастерской VGLAZ

Как ты присоединилась к сообществу? В контексте твоего становления в качестве художника.

Как я попала во ВГЛАЗ — отдельная история. ВГЛАЗ славен тем, что раз в неделю устраивает уютные вечера в мастерской: с шезлонгами на крыше, с вином, едой, музыкой, детьми, животными, с видами на закаты над Москва-Сити, и, конечно же, с регулярно обновляемыми экспозициями. Впервые меня на такой вечер привёл друг, и мне невероятно всё понравилось: атмосфера действительно ни на что не похожа, она тёплая, приветливая, при этом свободная, так что даже такой застенчивый человек, как я, не чувствует себя лишним. Мы стали приходить почти каждую неделю, и спустя время я решилась показать Гоше свои гуашевые абстрактные рисунки, тогда ещё в маленькой книжечке они были. Ни на что не надеясь. Это вообще был смелый шаг, я думала, что он скажет в лучшем случае «ну ок». А ему понравилось, и он сказал «приноси ещё, показывай, у тебя есть чувство цвета». И я приносила ещё и показывала, и Гоша мне давал советы, и в итоге мы с ним придумали концепцию моей первой выставки.

Персональная выставка «25 или Pangea Ultima» в мастерской VGLAZ

Конечно, ВГЛАЗ — это не в полном смысле арт-группа, по крайней мере не в том контексте, в котором сегодня обычно говорят об арт-группах. Но отчасти. Сейчас такой формат очень популярен среди художников, в последние годы появилось много объединений от двух и более человек: Recycle, ЗИП и т.д. Как ты считаешь, почему так происходит? Или лучше сказать — что такой формат дает молодым художникам?

Люди склонны объединяться в группы, это вопрос выживания. Recycle видела в Мультимедиа Арт Музее, они очень в духе времени. Про ЗИП, признаться, услышала буквально на днях (из статьи прекрасной Оли Данилкиной на Aroundart), всё это хорошие вещи. Человек одинок, художник одинок, он творит один, наедине со своими каналами связи с миром, даже если это Ильф и Петров, Доменико Дольче и Стефано Габбана, Джоел Коен и Итан Коен, или, например, мои друзья Bojemoy — творческий дует (как в случае с Recycle), или ЕлиКуки (надо ли представлять Еликуков). То есть, вряд ли это две разные руки одновременно делают мазки по одному холсту, но это просто такая сила, которая строит муравейник, или ломает веник по одному прутику. Одному пробиться сложнее, особенно когда предложение превышает спрос. Сейчас каждый человек может быть творцом и достучаться до какой-никакой аудитории, от нескольких человек стук будет громче. Так мне это представляется.

Когда состоялась твоя первая выставка? И как она прошла – должно быть весьма волнительное событие для молодого художника?

Первая выставка состоялась в июле 2013 г. в мастерской VGLAZ, она называлась «Организованный мир» (по идее, отдаёт русским космизмом). Это была скорее выставка-перфоманс: две стены, все в цветных маленьких картинах (картон, гуашь), которые я долго выстраивала в таком порядке, чтобы они логически перекликались по цвету. Приходили критически настроенные ценители, мне сказали — «детский сад» (я не спорю). А потом я стояла и отвечала на вопросы собравшихся, и отбилась от всех нападок, объясняла, что к чему. Где «В невесомости мороженое не знает вафель», а где «Человек, у которого морем смыло лицо». И где что значит в серии картин на коробках от пиццы «Папа Джонс». В общем, всё удалось в итоге неплохо. С этой выставки потом сделали открыточки.

Выставка «Организованный мир»

Сейчас в Москве проходит 4-я Московская биеннале молодого искусства. Это обстоятельство как-то повлияло на то, что в выставку «Метаморфозы ВГЛАЗа» в Pechersky Gallery на Винзаводе была включена твоя работа работа самого молодого художника сообщества? Чтобы частично попасть в контекст, например? Вообще, расскажи немного об этом проекте, а также о своем «первом Винзаводе».

С «первым Винзводом» связана целая история. Точнее, их даже несколько.

В рамках выставки «Части целого» мы планировали устроить эдакий подвиг художника, самоотверженное действо. Предполагалось, что весь месяц, что идёт выставка, я каждый вечер после работы приезжаю и несколько часов рисую на глазах у изумлённой публики — action painting. Разрисовываю гигантскую стеклянную стену изо дня в день цветными абстракциями.

В день открытия все любовались на искусство и выпивали, а я рисовала, всё было прекрасно. Но на следующий день мне сказали, что Софья Троценко против того, чтобы я рисовала каждый день. Почему — неизвестно (тем более, что всё, конечно, было согласовано заранее). И мне выделили три дня. А спустя несколько минут (я это всё узнала от Гоши) мне строго назначили только один день. То есть, нужно было за день разрисовать стеклянную стену, которую я планировала растянуть на месяц неспешной работы.

В общем, тёмная история. В итоге я к 12 часам пришла в этот день Икс и рисовала до 11 вечера. В час дня я врезалась с разбегу в закрытую стеклянную дверь (которую не заметила) и сломала нос. Это уже другая история (в духе мистера Бина!). Как я дорисовывала весь оставшийся день — помню смутно. Но дорисовала.

Сейчас на этих проклятых дверях наконец-то повесили жёлтые круглые наклейки (для слепых), и я считаю, это победа.

Фото: Геннадий Ким

Фото: Денис Спиридонов

Второй Винзавод («Метаморфозы ВГЛАЗ'а») — думаю, да, это, скорее всего, оно. Биеннале. В день, когда мы открывались, на всём Винзаводе были вернисажи. Я как художник довольно-таки лоботряс. Мне сказали «участвуем», и я участвую (монтаж и демонтаж выставки — дело рук художника, довольно изнурительная работа, но зато ты понимаешь, что хотя бы этим трудом заслужил висеть в галерее). Организационные вещи я тут доверяю старшим товарищам, я пока ещё во всём этом несмышлёныш, и не пытаюсь ещё что-то сама устраивать. Это большая честь — участвовать в таких проектах вместе с сильными мира сего.

«Метаморфозы» — довольно эклектичный проект, яркий и изменчивый. Но общий ВГЛАЗовский дух в нём есть. Здесь и картины, и инсталляции, и мебель, на которой в музее сидеть нельзя, но вообще очень даже можно. Все эти столы и кресла просто великолепны. Картину я нарисовала ещё весной, для выставки её выбрали из того, что у меня было — она вписалась. До 2 августа у зрителей ещё есть шанс увидеть всё своими глазами :)

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж