Вход

или войдите через

Сергей Канцедал: "В Украине художники чувствуют себя более свободно!"

О художественном деятеле из Харькова Сергее  Канцедале я услышала на домашней вечеринке у московского коллекционера Петра Ширковского. Молодой харьковский художник Влад Ченцов, присутвующий среди гостей, на мой вопрос как обстоят дела с харьковским современным искусством, рассказал коротко о Ермиловцентре, местной художественной институции и квартирных выставках. А за подробностями отправил  к куратору Сергею Канцедалю. За время и подготовки интервью Сергей из Харькова успел переместиться в Киев, где продолжает заниматься проектами, связанными с современным искусством. Однако это не помешало ему сохранить независимый взгляд на счет влияния Киева на украинское искусство, в которое человеку со стороны запросто верится.   

 - Как куратор ты работал в Ермиловцентре, это была твоя первая кураторская площадка или до этого уже функционировал как независимый куратор?

- «ЕрмиловЦентр» стал для меня первым местом работы, я устроился туда ещё во время обучения в академии. Считаю, что мне очень повезло – тогда этот центр только открылся и к нему было приковано всеобщее внимание, а также много ожиданий было возложено на эту институцию. Не все они, к сожалению, оправдались, но за всё время существования ЕрмиловЦентра в нём было осуществлено несколько хороших выставочных проектов. В первую очередь персональная выставка известного украинcкого художника Александра Гнилицкого, которого не стало в 2009 году. Экспозиция выставки «Гнилицкий. Улица Дарвина» напоминала интерьер советской квартиры, в которой живописные полотна художника с изображениями предметов быта перекликались с реальными вещами размещёнными в пространстве экспозиции. Еще один проект, достойный внимания, это выставка харьковского художника Евгения Светличного «20 картин». При том, что основным героем проекта была живопись, а если точнее, то поле, где живопись оголяет свои источники – авангардные художественные поиски 20 века и сакральное искусство, благодаря использованию некоторых приёмов проект художника выгодно отличался на фоне большинства выставок современного искусства в Харькове также и с точки зрения экспозиционого решения. Кроме выставочных проектов в ЕрмиловЦентре также постоянно проходят и образовательные мероприятия, которые расширяют круг людей, интересующихся современным искусством в Харькове, а также cпособствуют формированию дискуссии вокруг некоторых тем актуальных для харьковского и украинского контекста.

Выставка «Гнилицкий. Улица Дарвина». Центр современного искусства «ЕрмиловЦентр». 2013 г.

- Это государственная организация? Насколько она популярна у вашей публики, как там выстроена коммуникация со зрителем и художниками. На какие проекты она ориентирована и как там обстоят дела с бюрократическими моментами. У нас нпр. в ГЦСИ с бюрократией все нормально (по опыту бывших работников) и атмосфера для меня нпр. там не теплая. Впрочем у нас сейчас так раздробилось художественное сообщество (художником быть можно и престижно) что и в галереях уже не чувствуешь себя как в родственной среде. Как бывало раньше.

- В Украине c поддержкой современного искусства на государственном уровне дела обстоят хуже, чем в России. К примеру, аналога ГЦСИ у нас нет. «ЕрмиловЦентр» государсвтенной организацией не является, но имеет непосредственное отношение к Университету им. Каразина – одному из главных учебных заведений Харькова. Кроме того, что он находится в его здание, он также финансируется Ассоциацией выпускников Университета, цель которой – развитие и популяризация науки и культуры. Однако здечь речь идет скорее об отдельной инициативе нескольких людей, чем о какой-то спланированной политике со стороны городских властей. 

- На каких художников ты сам больше ориентирован, использующих провокативные стратегии в творчестве, воинственное поведение, разрыв с искусством прошлого, позиционирующих независимость от спонсоров, властей или философствующих художников, концептуального плана, художников, использующих академические навыки? Кто тебе интереснее, бойцы из группы “СОСка”, монументальные работы Гамлета Зинковского, филосовский концептуализм и интерактивное творчество Влада Ченцова или может быть один из основателей медгерменевтики – Федот (Владимир Федоров)?

- Независимость от какого-либо из вышеперечисленных факторов я не ставлю во главу своей художественной деятельности. В то же время не считаю, что слишком сильно завишу от них, хоть и понимаю, что масштабные проекты, ориентированные на широкую публику, которые меня привлекают, сложно осуществляемы без спонсорских финансовых вложений или поддержки властей. Как наиболее удачный пример можно привести проект «Эрмитаж 20/21», осуществляемый Государственным Эрмитажем. Куратору проекта – Дмитрию Озеркову, предоставлена уникальная возможность работать c cовременным искусством последовательно и на очень высоком уровне, вовлекая в этот процесс всё большую аудиторию. Хотя, учитывая современные российские реалии, стало понятно, что и у этой ситуации есть обратная сторона, которую нельзя недооценивать. Речь идёт о cложном политическом, социальном и духовном контексте в котором Россия сейчас пребывает, ставшем особенно явным в последние меcяцы в связи с ситуацией в Украине. Как ни крути, но данная ситуация и открытие масштабной выставки актуального искусства, вроде Манифесты, сложно совместимы. Как результат, Эрмитажу вполне справедливо объявлен бойкот со стороны художественного сообщества.

Евростандарт (Андрей Зелинский, Олег Тистол). Принципы компоновки изображений на евростенде. 2014 г. 

- Харьковское искусство больше всего известно по школе концептуальной фотографии, по твоим наблюдениям многие ли молодые художники стремятся поддерживать связь с этим брендом, вести какой-то диалог, мне Влад Ченцова говорил, что группа “СОСка” поддерживает связь с Бобом Михайловым, советуется.

- Тот факт, что Харьковская школа фотографии оказала серьёзное явление на местный художественный контекст, наверное бесcпорен. Однако проследить это влияние довольно трудно. На мой взгляд, это связано в первую очередь с тем, что явление Харьковской школы, очень мощное по своей сути и существующие на тот момент скорее в общемировом, чем в местном контексте, так и осталась недостаточно описанным и проанализированным. По сути, ни одной полноценной книги или каталога, претендующего на серьёзное исследование данного явления выпущено не было.

Борис Михайлов. Из серии «Лурики»

Это является одной из проблем украинcкой культурной ситуации. Например, в России представить такую ситуацию было бы затруднительно. Как подтверждение этого – мне недавно нужно было найти информацию об украинском художнике Константине Реунове, которому пренадлежит идея основания галереи на Трёхпрудном. Так вот, вся информация, которую я находил о его деятельности того периода появлялась в контексте разговора об Авдее Тер-Оганьяне. В результате Реунов отошел на второй план и основателем галереи в большей степени считают именно Тер-Оганьяна.

Константин Реунов. Из цикла «В поисках счастливого конца». 1989 г.

- Какие еще институции заниматься у вас современным искусством, есть ли у вас какие-то печатные органы или сайты, посвященные харьковскому совриску, развита ли критика? У нас вот сокращаются площадки, где можно писать о таком искусстве, закрылась самое популярное издание - «Арт-хроника».

- В Украине есть институции, занимающиеся современным искусством, но их немного – буквально по паре в каждом большом городе. Немного больше в Киеве. C теоретическим осмыслением искусства в Украине дела обстоят не очень хорошо. Есть сайты и журналы, посвященные современному искусству, такие как ART-UKRAINE и KORYDOR, но ни одного действительно хорошего издания по этой теме, с моей точки зрения, к сожалению, нет, и людей, которые толково пишут о современном искусстве очень мало. Но, в отличие от России, в Украине есть один существенный плюс. Цензуры в том понимании, в котором она есть сегодня в Росcии, в Украине нет.

Что касается процессов в современном искусстве, мне кажется, что в Роcсии художники практически превратились в диссидентов, а политическое искусство возведено в культ. Это абсолютно естественно в ситуации современных реалий, и именно этим обусловлен характер российского искусства сегодня. На мой взгляд, это не очень хорошо, и искусство в такой ситуации не может раскрыться полностью, существовать полноценно. В Украине художники чувствуют себя все-таки более свободно, можно сказать, что они занимаются тем же самым, за исключением того, что им не приходится бороться со всеобщей идеологией, искусственно насаждаемой сверху. 

Олег Тистол. Воссоединение. 1996-2013 г.

- На сколько Киев служит ориентиром для ваших художников, я знаю, ты делал проекты в Италии, участвовал в проекте в Лондоне. На что ты ориентировался, позиционируя харьковчан на западе, это была живопись или какие-то инсталляции? 

- Ориентиром для украинских художников киевская художественная ситуация не является, Киев не имеет такого авторитета. Более того, в некоторых случаях он даже служит в качестве отрицательного примера, например в том, что касается модели личных взаимоотношений. Но думаю это особенность не только Киева.

Онтосительно выставок на Западе, он действительно продолжает быть ориентиром для украинских художников, в особенности это касается cерьезных институций современного искусства. Когда мы делали большую выставку харьковского художника Романа Минина в Италии было отчётливо видно, насколько важно это было для него как для художника. Это своего рода проверка, которую должен пройти каждый художник, претендующий на нечто большее.

«План побега из донецкой области». Palazzo Cantagalli, Фолиньо (Италия). Куратор – Сергей Канцедал. 2012 г.

 Что касается позиционирования художника на Западе, то здесь, мне кажется, есть две стратегии. Первая – это показывать квази-европейское искусство. Второй способ – это представлять художников, искусство которых несет в себе характер национальной идентичности. Мне, как куратору,  более близок второй подход, и я в своей практике стремлюсь работать именно с таким искусством.

Роман Минин. Награда за молчание. 2014

 Как ты относишься к самоорганизованным проектам, квартирным выставкам которые у вас в последние годы проходят. Бывают ли там сильные проекты или это больше ради общения делается.

- Сама идея квартирных выставок является не новой, но адекватной тем реалиям, в которых существует современное искусство в Украине сегодня. С самого начала проведения этих акций в Харькове я посещал их, поскольку уверен, что искусству необходимо выходить за рамки традиционной выставочной площадки, налаживать новый тип коммуникации со зрителем и выявлять иные механизмы репрезентации искусства. Однако у меня всегда оставалось чувство, что главная ценность этих  выставок в них самих,  что организаторам в большей степени интересен сам механизм проведения такого рода акций, основанный на дружественных отношениях и принципах консолидации, чем художественное высказывание в её рамках. Понятие тусовки в данном случае действительно играет очень большую роль.

-  Расскажи о своих проектах, которыми ты больше всего доволен и о самых сложных?

- Буквально несколько дней назад мы в составе кураторской группы АКМ-14 (Игорь Абрамович, Сергей Канцедал, Наталия Маценко) открыли проект  под названием СВОИ, как раз в «ЕрмиловЦентре». Данный проект затрагивает проблематику феномена украинcкой революции. Однако, в отличие от большинства проектов на эту тему, данная выставка есть попытка посмотреть на эту ситуацию в исторической перспективе, а также многообразии её аспектов: идеологических, социальных, культурных, опираясь на художественное исследование группы украиснких художников «Нацпром» (Олег Тистол, Николай Маценко). Начиная ещё с 90-х, именно эти художники затрагивали в своём творчестве проблематику национальной идентичности, которая, являясь довольно маргинальной в художественном поле на протяжении этих 20-ти лет, заставила обратить на себя внимание в связи с произошедшими событиями, став, безусловно, их катализирующим фактором.

СВОИ. Центр современного искусства «ЕрмиловЦентр», Харьков. 2014

 Сложность выставки заключалась, наверное, в том, что она проходит в Харькове. На cегодняшний день там периодически собираются митинги и даже захватываются государственные здания с сепаратистскими призывами и целями, и всё это происходит буквально в нескольких сотнях метров от выставочного пространства, где проходит выставка.

Николай Маценко. Шеврон. 2014

- Тебе легко общаться с художниками, тебе ближе волевой подход в коммуникации ил соглашательский?

- Общаться с художниками довольно легко, в особенности с теми, кого мне хочется вовлечь в собственную работу. Что касается подходов, то мне кажется, что каждый из них имеет право на существование, и нужно стремиться применять их оба, в зависимости от контекста. Умение в одной ситуации согласиться с художником, а в другой отстаивать собственную позицию, является для куратора очень важным. Также важно находиться в динамичном состоянии, обладать определенной долей гибкости и тонко чувствовать грань в вопросах искусства и отношений. Вспоминается лекция Виктора Мизиано, которую он читал в Харькове. Он тогда расказывал, как он однажды пришел к Дмитрию Пригову за советом и тот сказал ему, что он психосоматически подходит для того, чтобы быть куратором, имея в виду, что это в первую очередь человеческие качества, а лишь потом профессиональные способности.

 

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж