Вход

или войдите через
04.04.2016

Отчет выпускников школы перформансов PYRFYR-2016

В Государственную галерею на Солянке на отчетную выставку 10 перформансистов, учеников Лизы Морозовой (школа PYRFYR-2016), я попала в последний день, вечером в субботу. В чебуречной (по дороге) люди в трениках ели чебуреки без соли, а молодежь с ирокезами прыгала под «Ночное рандеву» в исполнении «CHERNIKOVSKAYA HATA» в модном клубе «Смена» в Солянском тупике. Музон, воспевающий «суровую мужскую тоску, переосмысливающий сквозь призму ледяного саунда эстетику недавно ушедшего времени, подёрнутого пылью воспоминаний об эпохе кожанок, танцплощадок и каменных сердец». На концерт призывали фразой: «Скоро начнется ад». И это даже без восклицания! «Город чувствует тлен», а Солянка тупик и ад! Каменные сердца! Но и надежда на всходы!

- Я хотел поехать в галерею, -сказал сосед,- да авто стремно оставлять в переулках! На днях поставил, а там бомжи тузили одного! Пока ментов вызывал, тот, которого тузили, поднялся, да этих порезал, пришлось и скорую!

Эх, Солянка! «Твоя любовь так и сдохла в проулке, беднягу никто не поднял, не согрел»!

Ад, тупик, но и надежда! На обратном пути в тупике звучало веселое: «Чио-Чио-сан!».

На черной Солянке, в черном подвале женщина в черной шубе и водолазке стояла молча у черной колоны на табуретке и отрезала куски от шубы ножницами! На себе — ножницами! Ворот шубы был подвешен на крупную цепь. Я слегка вздрогнула! Накануне были разговоры, можно ли избежать чувства вины, если кто-то из знакомых использовал веревку не по назначению. Накрывает как шубой! 

Фото Сергей Бессмертный

Зрители, кажется, не погружались во тьму негативных историй. Некоторые активно принялись помогать процессу, когда художница случайно сильно поранилась ножницами. Напротив нее стоял высокий стул из фанеры, скорее трон, на который летели куски шубы, они же черные лепестки и листья. А может и летучие мыши! Царское место для зрителя! Место власти и силы, воли и размышлений, зрелищ, но хрупкий, однако!

Фото Сергей Бессмертный

Зритель должен был сам решить, можно ли ему садиться на стул. Стул стал востребованным уже после перформанса Вероники Николаевой «Не думай». «Не Думай, почему шуба висит не на вешалке, а на крюке, как шкура», «Не Думай, почему ты обходишь стул, стоящий неудобно у тебя на пути, или садишься на него. Это просто стул, стоящий на пути». Критика социального статуса в обществе потребления, навязанного рекламными клише, Вероника в своем поэтичном манифесте к перформансу призывает жить по законам собственной ответственности с оглядкой на то, чтобы не причинять боль и смерть другим, хоть и животным.

После перформанса на стул садились зрители с целью присвоить себе чужую славу!

– Пусть все думают, что это я! — молвила одна девушка.

Другая зрительница влезла на стул и стала позировать с ножницами на фоне бесформенного куска меха (интерьер убежища для маньяка!).

– Ножницы видно-то хоть, чтоб были блестящие?! – спрашивала она у фотографа.

Ее стриженая голова вызывала ассоциации, будто дело в каком-то конц ГУЛАГ лагере.

– Ага! Блестят! – радостно подтвердила я, люблю когда зритель активничает, атмосферу оживляет.

Фото Таня Кондакова 

В ожидании других перформансов (пока искали исполнителей) я отправилась на второй этаж. 

– Шубу где режут?! – спросил меня критик Валера Леденев, спускавшийся в подвал.

– Шубу дают там! 

Художник Денис Касимов сидел на черной ткани в окружении пробирок с кровью, ножа, мыльной основы и плитки с кастрюлей, воспроизводил перформанс Лизы Морозовой "На мыло!" (2008). Варил мыло из своей крови, волос и ногтей. Размышления на счет ценности художника в арт-системе и обществе, критика иерархии, символическая жертва, протест против маргинального статуса (бездомного пса, годного только на мыло), навязанного извне. «Ваш взгляд стал похож на бродячих собак, в этом взгляде любовь давно умерла, а надежда, увы, неизлечимо больна, у изголовья ее ночует тоска, дежурит тоска».

Фото Сергей Бессмертный

Я посмотрела на валяющиеся с кровью пробирки и на свой синяк от вчерашнего забора крови в поликлинике. И вены не ценят! Вены, в которых рок и джаз. «Вены струились небом, вены сочились болью, вены лучились солнцем, вены мерцали звездами и луной!») Вены – вселенная синяков! У художника синяк не наблюдался, был скрыт бинтом.

– А как кровь брал? Ножом что ли резал вены!? Уж больно здоровый нож! – поймала я Лизу Морозову.

– В медицинском центре, как и я! Не каждый центр на это соглашается!

Чертовы поликлиники…

Я приблизилась к ботинку с застывшей кровью, чтоб разглядеть визитку художника.

Я собираю визитки художников. Ничего особенного, офисный стиль!

Фото Сергей Бессмертный

Из поликлиники был плавный переход в психушку!

Художница Александра Русанова в следующем зале стояла на подиуме в смирительной рубашке (перформанс «Ярлыки»). Зрителям предлагалось наклеивать на нее «собственные» ярлыки, чтобы разрушить самый банальный в обществе ярлык: «художник-псих» («По палатам психово племя! Всем спать…»).

Фото Сергей Бессмертный

Некоторые, однако, проходили мимо, занятые своим «Я!»: «Я тебе рассказывала, что там было на Красных воротах?» – «Ой, ты мне лучше не рассказывай!!!» (Я чуть не ушла за ними!)

Другие же так раскрепостились, что навешали ярлыков себе, и товарищам, и мне, и другой перформансистке!

Мне, «психу», ну, ладно – психу, достался ярлык – «Умная!»

Вот, не знаю, снимать или нет!

Фото Таня Кондакова 

Перформансистке Анне Карповой, которая в обнаженном виде сидела на полу в последнем зале и расписывала свое тело буквой «Я», присобачили ярлык «Ты». Правда, не на лицо, не туда, куда она не могла достать без зеркала! Не туда, где мы быстрей всего считываем образ другого. «Только назвав каждую частичку себя – "я" – я смогу осознать себя как целостность» (Аня).

Интересно, сколько «Я» поместилось на ее теле?

Фото Таня Кондакова 

Я спустилась обратно в подвал, в левом зале Эльвира Есекеева продолжала многочасовую танцевальную импровизацию под ритмы африканского барабана с закрытой черным платком головой. (Реперформанс Марины Абрамович "Освобождение тела" (1975)).

– Принимала ли она таблетки, как Абрамович, это можно было бы узнать, только если остановить танец!

Фото Сергей Бессмертный 

– Что я не видел голых женщин! Изможденная уже! – сказал мой знакомый фотограф Шамиль и записал танец на фотик. – Смотри!

Видео он перевел в программу, в которой тело художницы раздвоилось, как у сиамского близнеца, и этот близнец дополнил репертуар художницы невообразимыми движениями!

В дальнем зале Ольга Козманидзе стояла за стеной и общалась со зрителем только при помощи глаз, чтобы снять все различия – социальные, гендерные и т.д. (в стене было отверстие для глаз).

– У нас улыбка часто возникала, рождалась сама по себе! – подслушала я реплику одной женщины. И я это видела! А еще напряжение, влажность глаз. Каждый зритель хотел от коммуникации добиться своего. Кто давил взглядом, а кто обменивался внутренним теплом.

Фото Сергей Бессмертный 

Ида Иванова исполняла реперформанс видеоперформанса Бас Ян Адера "Не могу сказать, как мне грустно" (1970).

Надо было заплакать перед камерой!

– Я заплакала! Я заплакала! – радостно говорила художница после окончания перформанса. Я по несколько раз в день плачу! С утра начинаю! Дня рождения без плача не бывает!Но сначала не могла заплакать, я пересмотрела много грустных роликов!

Фото Сергей Бессмертный 

– Детские травмы?

– Я не готова щас об этом говорить!

И так продолжаем! Точнее заканчивем! 

«Границы можно рассматривать как нить, из которой создана сама реальность! Я украла чужой реквизит! В этой комедии я буду играть самого себя и прославлюсь на весь мир. Неживое – сделать живым! Из живого сделать чучелко! Доктор не приехал, который должен был иголки втыкать. Приезжал чувак, он подвешивал, он и втыкал. Алина теряла сознание, и Саша, психолог, она чувствительная, теряла сознание, когда Макс ей сказал... Сто колготок! Увидел куб ТОТАРТа – это для меня все! Друзья, время беспощадно! Душно сидеть в кубе! Прорезал дверь, и Мария меня вытащила! Мы хотим объединиться и создать что-нибудь вроде Трехпрудного!» Разговоры зрителей и участников текли в голову, как кровь по сосудам в реперформансе Аны Мендьеты "Кровеносная система" в исполнении Алины Насибуллиной.

Фото Сергей Бессмертный 

Семена посеяны и взошли всходы! А что, может и создадут! Музыканты и звукорежиссеры, танцоры, инженеры и филологи. Столько поводов для объединения!

В тексте использованы цитаты песен группы Белканов-бэнд. 

 

Перформансы в 1 и 2 день:

Нонюдо (Карпова Анна)

Подушка для игл, продолжительность 1 час 

Материалы: металлическая конструкция, ткань, иглы, стул.

Фото Сергей Бессмертный 

В своем перформансе Анна Карпова отталкивалсь от инсталляции Луиз Буржуа  "Паук." Перформанс посвящен теме насилия, охватывающей локальный (внутренний) и общесвенный опыт, анализу ролевых  взаимоотношений в рамках той деструктивной по сути коммуникации.   

(  "Для меня очень важно, что я услышала отклик от зрителей, которые смогли почувствовать и понять то, что я пыталась донести, или что-то свое, но перформанс не оставил их равнодушными. Один мужчина долго сидел на стуле рядом со мной, а потом встал и поблагодарил меня. Были люди, которые вытаскивали из меня иголки, были те, кто отзывался о нем нелестно").

Ольга Козманидзе, перформанс: Близость

Материалы: игла, закрепленная на уровне груди, продолжительность 3 часа

Фото Сергей Бессмертный 

Ольга Козманизде исследует границы внутреннего одиночества и потребность в коммуникации с другим. 

Фото Сергей Бессмертный 

Действие: Я поднимаю руки в жесте объятия, приглашая того или иного зрителя к близости.

 

Оксана Васякина

Молот ведьм, Перформанс

Материалы: стальной меч, деревянная скамейка. Продолжительность 3 часа

Фото Сергей Бессмертный 

Ольга Васякина в перформансе "Молот ведьм" и "Черный треугольник" (видео инсталляция)  критикует фаллическую, не равноправную по сути  (на ее взгляд природу) современного общества. 

(  "В фашисткой Германии черным треугольником отмечали лиц с асоциальным поведением, феминисток, проституток, чайлд-фри и лесбиянок")

Ида Иванова 

Реперформанс Тимы Тэшу (группа "Запасной выход"), 1997

Между двумя колоннами натянута оранжевая ткань. Художница  медленно движется сквозь нее, от одной колонне к другой, разрезая ткань посередине  и зашивая "пройденный путь". 

Фото Сергей Бессмертный 

Ида Иванова написала в фб после перформанса: "Кто пришёл, спасибо огромное! Вы мне очень помогли. Я не знаю, кто был именно, но я вас всех чувствовала!

Перформанс это лучшее что со мной случалось... 
Для меня было огромной радостью в конце увидеть всех моих друзей (!) которые так же как и я сидели до последнего!"

Александра Русанова, Источник, перформанс

Материалы: фонендоскоп

Александра Русанова при помощи фонендоскопа пытается сосредоточиться на диалоге с самим собой. 

Действие: На протяжение всего вечера я хожу по пространству выставки с фонендоскопом в ушах.

Фото Сергей Бессмертный 

Денис Касимов

Перформанс из серии "Стирание границ", стирание границ между видами и периодами искусства

Материалы: тазик, вода, мыло, стиральная доска, музыкальные пластинки, музыкальные диски, видеокассеты, книги, сценарии, пуанты и тд

Денис Касимов исследует границы искусства и критикует иерархию, и условия выбора,  и проблему исключения. 

Фото Сергей Бесмертный

Перформанс из серии "Стирание границ" (за основу взят перформанс группы ТОТАРТ "Белый куб (1980))

Собственные границы

Материалы: 12  деревянных брусов  (длина 2200 мм), бинты, ножницы, лампа

Действие: Художник находится внутри куба из деревянных брусов. Постепенно он полностью обматывает все "стены" куба бинтами, после чего разрезает одну сторону куба и выходит наружу.

Продолжительность: 3 часа

Фото Сергей Бессмертный 

("Моя работа "личные границы", была для меня толчком и перерождением меня. Когда я построил куб границ и страхов, то остался один внутри него и было очень страшно. Мне казалось, что я в огромной пустоте и дальше нет ничего. Мне было сложно выйти из этого, но моим знаком стала Мария Антонян. Я полно голову и увидел её сквозь куб, когда она подошла вплотную и начала его рассматривать. Она дала мне силы и энергию. Я взял ножницы, разрезал и вышел. У меня спросили, почему я остановился и не стал резать, когда она положила руку на бинт. Для меня это была не Попытка помешать, а наоборот - рука, которая вытаскивает меня из куба.)

Вероника Николаева, Свободную кассу!

live-installation, Материалы: покупательская тележка для продуктов, продукты в упаковках, промышленные товары, ценники,  видеопроекция, тело автора. Продолдительность - 1 час.

"В данном проекте человек занимает свое достойное место среди других вещей, сравниваясь с ними"

Фото Сергей Бессмертный 

Алина Насибуллина, Дарья Золотухина

Реперформанс Марины Абрамович и Улая "Отношения во времени" (1977)

Художники сидят неподвижно спинами друг к другу связанные своими волосами.

Фото Сергей Бессмертный 

Дарья Золотухина

20 DEN. Синтетика смыслов, перформанс

Материалы: 100 пар колготок плотностью 20 DEN, аудиозапись, транслируемая через стереомониторы.

"Носить неудобный капрон – метафоричная, экзистенциальная изнанка жизни в социуме и современного искусства в рамках руководящих художественных институций". 

В ходе перформанса художница снимает себя 100 пар колготок под звуковой манифест. 

По просьбе автора фото не выкладывается! Остается вспоминать Фриду Кало, которая надевала на себя по 3- 4 пары колготок, из-за этого болезни, которая утончила одну из ее ног! 

"20 ден – неудобная искусственность, за которой мы прячем реальность. 

20 ден – низкая плотность. 

20 ден – искусственность социальных рамок, синтетика смыслов.

20 ден – непрочность экзистенции во внешнем мире."

Продолжительность: 45 минут. 

 

 

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж